Русский тяжеловоз

Идеальный помощник крестьянина. Он удобен во многих отношениях: неприхотлив, скороспел, обладает большой выносливостью и способен перевозить массивные грузы на дальние расстояния.

Русские тяжеловозы обычно невысоки и мускулисты, с густыми гривами и хвостами, с небольшой оброслостью ног. Эта порода известна своими превосходными тягловыми качествами при перевозке грузов благодаря коротким ногам. Шея у русских тяжеловозов толстая, с хорошо выраженным гребнем. Темперамент покорный.

Лошади подвижные и энергичные, хороши для работы в неровных местностях. Неприхотливы, устойчивы к холоду и способны тянуть больший вес (по отношению к массе собственного тела), чем любые другие породы, выведенные в Советском Союзе. Эти лошади достигают физической зрелости раньше, чем другие лошади. Жеребцы-производители обычно высотой 150 см в холке.

Отличительные особенности представителей: широкий лоб; легкая голова среднего размера; мускулистая, короткая шея; широкая холка; длинная спина; ровная поясница: крепкие недлинные ноги; наличие длинных волос на конечностях; сухое телосложение; шикарная и густая грива.

  • Неприхотливость к еде;
  • Подвижность;
  • Неприхотливость к условиям содержания.

Тяжеловозы славятся неприхотливостью к кормовой базе, долговечностью и высокой производительностью. Последний показатель напрямую связан с молочной продуктивностью. В свое время женская половина лошадей славится высокой молочной продуктивностью. Она дает ценное молоко, из которого, впоследствии, производится редкий и дорогой сырный продукт. Ведь, повышенная молочность является результатом генетических изменений лошадей. Это произошло для того, чтобы прокормить жеребенка, который появляется на свет не малых размеров и растет «как на дрожжах». Благодаря хорошей молочной продуктивности, такая порода широко используется в коневодстве.

Формировалась в конце XIX — начале XX века путём поглотительного скрещивания русских пород упряжных лошадей и бельгийских арденов, в результате которого качества последних стали преобладать. Порода лошадей «Русский тяжеловоз» была официально зарегистрирована в 1952 г. Она была получена скрещиванием русских кобыл с теплокровными породами и тяжеловозами, такими как Орловский рысак, Першерон, а также с арденнами (эта порода завезена в Россию из Бельгии в XIX веке).

Русские тяжеловозы использовались как улучшатели других пород сельскохозяйственного направления. Имеет преимущество перед остальными российскими тяжеловозными породами в том, что некрупные (до 150 см в холке) и нетребовательные к содержанию лошади сохраняют массивность, силу и выносливость.

Пользуются большим спросом на всей территории России, на Украине и в других сопредельных государствах. Иногда до сих пор встречается прежнее наименование лошадей этой породы — русские ардены. Кобылы этой породы также отличаются высокой молочной продуктивностью, кобылье молоко используется для приготовления ферментированного молочного напитка (кумыса). Записи о скрещивании и другая информация хранятся во Всероссийском научно-исследовательском институте коневодства.

В последнее десятилетие фермеры купили много русских тяжеловозов для племенного разведения. В пригородах крупных городов создали хозяйства по производству кумыса. Больше всего там содержат кобыл-тяжеловозов. Из их молока делают не только полезный, но и питательный кумыс, разнообразные детские смеси. Такое молоко намного полезнее коровьего. По составу лучше заменяет материнское.

Также некоторые конезаводы выращивают русских тяжеловозов ради мяса, молока. Кобылы скороспелые, при отличном питании очень плодовитые, заботливые матери. Дают много молока. Лучшие до 3000 кг за один сезон, когда идёт активная лактация. Но, следует заметить, что стабильно большие удои у всех кобыл тяжеловозов.

Для туристического бизнеса порода лошадей русский тяжеловоз очень подходящая. Они добронравные, крепкие, выносливые. Могут катать малышей, взрослых полдня. Только не забывайте поощрять вашего коня вкусностями: сочной морковкой, свеклой, яблоком, вовремя подавайте сбалансированное питание по расписанию.

Производительность современного тяжеловоза, практически, как у маленького трактора. То, что он невысокий, только плюс, животному требуется меньше корма. Конечно, он не такой выносливый, не так много груза может перевозить, как более крупный тяжеловоз, но для домашних работ этого достаточно. Он может быстро перевозить груз быстрым шагом, галопом или рысью. Однозначно, русская порода тяжеловозов — рабочая, трудоспособная, в чем-то опережающая более крупных сородичей.

Эти лошади, если нет хорошего корма, могут какое-то время питаться соломой. При этом также хорошо выполняют свои обязанности. Племенные жеребцы русского тяжеловоза долгие годы улучшают местное поголовье на фермах России с Белоруссией.

При упоминании о русских тяжеловозах в памяти невольно всплывает полузабытое ныне слово «битюг». Словарь Ожегова трактует это слово как нарицательное обозначение любого крупного коня, предназначенного для тяжёлых работ, однако данное значение появилось у этого слова уже в наши дни.

Дело в том, что битюг был единственным русским тяжеловозом, известным с очень древних времён. История его происхождения теряется в тумане столетий, и мы о ней можем только догадываться.

Согласно одной из версий, предками битюга были степные аборигенные кони, которых во времена Петра Первого стали скрещивать с завезёнными при нём голландскими и датскими жеребцами, а впоследствии – с орловскими рысками.

Согласно второй, его предками были упомянутые нами древнерусские поводные или сумные лошади. Вполне возможно, что речь идёт об одних и тех же лошадях, существовавших в разное время. Среди историков и знатоков живописи существует вполне обоснованное предположение, что битюг как лошадь Ильи Муромца изображён на знаменитой картине русского живописца В. М. Васнецова «Три богатыря» (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва). 

Не верить этому предположению оснований нет, поскольку известно, что к созданию своих полотен великий художник подходил очень тщательно. В частности, ради создания этой картины он брал для своих натурщиков напрокат одежду древнерусских воинов из запасников Исторического музея и изучал все имеющиеся на тот момент источники по истории и быту Древней Руси.

Косвенным подтверждением этой версии может также служить поставленный в Воронеже памятник богатырскому коню, который внешним видом очень напоминает битюга.

Лонгранд — Тина

Талер

Рыжий жеребец. 2005 года рождения. 

ООО «Конный завод «Калгановский»

Ленинградская обл., Лужский р-н, дер. Калгановка


Расположенный в двух часах езды от Санкт-Петербурга конный завод «Калгановский» имеет очень богатую историю. Он был основан в начале прошлого века действительным членом Императорского Санкт-Петербургского общества поощрения рысистого коннозаводства Георгием Михайловичем Курдюмовым.

Телефоны

8 (911) 924 99 08 Калгановка

8 (812) 426 10 92 Санкт-Петербург

Часы работы:

10:00 — 21.00
Понедельник — Воскресенье

Мы Вконтакте

Сайт размещается на хостинге Спринтхост